Тема 1.2 Личность как субъект общественной деятельности План: 1. Социализация и воспитание 2. Теории Д. Мида и Ч. Кули. 3. Этапы жизни человека Э. Эриксона 4. Свобода и ответственность.
Термины: социализация, федеральный человек ("Маугли"), "зеркальное Я", свобода, ответственность, конформизм, структурный интеракционизм, ресоциализация, десоциализация.
Имена: Д. Мид, Ч. Кули, Э. Эриксон.
Лекция:
Социализация - это процесс вхождения индивида в общества в результате усвоения им социальных норм . В отличие от социализации. которая может носить стихийный характер, воспитательный процесс всегда организован (имеет систему и цель).
передача социальных норм (пассивен) социум СОЦИАЛИЗАЦИЯ индивид (общество) личность -агенты и агентура (активна) возврат (через свое поведение) обществу (созидание, разрушение, конформизм)
Этапы социализации: 1. Первичная - формирование личности (складывается своя точка зрения по любому жизненному вопросу). 2. Вторичная - - ДЕсоциализация- отказ от своих идеалов - РЕсоциализация - приобретение новых ценностей (ролей)
Социализация происходит всю жизнь, но основа личности изменяется редко.
Теория "ИГРЫ "Джорджа Мида 1. Стадия имитации. 2. "Принятие роли другого" 3. Коллективная игра. Структурный интеракционизм Д. Мида - САМОСТЬ (теория "зеркального "Я" Ч. Кули)
Мид различает два аспекта формирования самости:
1. Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир. 2. Мне (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.
Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально. Этапы жизни человека (Эрик Эриксон)
1. Доверие - недоверие 2. Самостоятельность - нерешительность (автономность) 3. Предприимчивость и чувство вины (комплексы и страхи) 4. Умелость и неполноценность (жизнь в коллективе, адаптация) 5. Идентификация личности и путаница ролей - подростковый кризис (возможен вариант - никогда не обрести самого себя) 6. Близость и одиночество - кризис среднего возраста (формирование своей семьи и карьеры) 7. Общечеловечность и самопоглощенность - кризис зрелого возраста (сопричастность к этому миру или эгоизм) 8. Целостность и безнадежность - итоговая стадия.
Свобода и ответственность В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла .
Свобода - это специфический способ бытия (жизни) человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свобода есть там,где есть выбор!
Ответственность - это понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Задание: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность
, творчество, но наряду с этим свобода и ___(1). Свобода - это специфическое
человеческое качество, лежащее в основе формирования его __(2). В свободной
деятельности человек добивается поставленных __(3) и реализует себя. Проблемы
свободы чаще сводились к вопросу о том, обладает ли человек свободой ___(4), или
все его поступки обусловлены внешней __(5), под которой понимали
предопределение, Божий промысел, __(6), рок.
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) воля Б) необходимость В) смысл Г) индивидуальность Д) индивид Е) цель Ж) судьба З) ответственность В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
|