План:
1. Понятие деятельности, особенности человеческой деятельности.
2. Структура деятельности.
3. Потребности.
4. Виды деятельности.
5. Теория социального действия (по мотиву) М. Вебера.
Термины: деятельность, субъект - объект деятельности, мотив, цель, методы и средства деятельности, игра, общение, коммуникация, творчество.
Имена: М. Вебер.. А. Маслоу
Лекция:
Деятельность - это активность.
Человеческая деятельность - это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Особенность человеческой деятельности - творческо-преобразовательное отношение к окружающему миру.
Признаки человеческой деятельности
1. преобразование природной среды;
2. целеполагание, сознательная постановка целей;
3. применение специально изготовленных средств труда;
4. творческий, созидательный характер.
Структура деятельности
СУБЪЕКТ ОБЪЕКТ
(активен) (пассивен)
Мотив - побудительная причина (совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта)
Цель - предвосхищаемый результат (осознанный образ того результата, на достижение которого направлена действие человека)
Действие - единичный элемент деятельности (процесс, направленный на реализацию поставленной цели).
Метод (средство) - способ достижение поставленной цели
Результат - итог.
Задание:
Василий учится в 11
классе. Особое внимание он уделяет предметам
естественно-математического цикла. После школы он собирается
продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом
(-
ами)
учебной деятельности?
1)
поступление в институт
предметы естественно-математического цикла
Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются
- объектами деятельности
- субъектами деятельности
- целями деятельности
- средствами деятельности
Ученик работает в библиотеке со специальной литературой, подбирая материал для реферата по обществознанию. Субъектом данной деятельности является
- ученик
- библиотека
- отобранная литература
- тема реферата
Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются
- советы и рекомендации родителей
- грядки с огурцами
- старшие подростки
- инструменты и дачный инвентарь
Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программа выступает
- средством
- cубъектом
- мотивом
- объектом
Потребности
Потребности - это нужда человека в чем-либо.
Потребности бывают:
- биологические (в пище, жилье, одежде и т.д.)
- социальные (в общении)
- духовные (в знаниях, творчестве, красоте)
Теория иерархии человеческих потребностей
Абрахама Маслоу
(пирамида потребностей)
- первичные потребности (врожденные)
- вторичные потребности (приобретенные)
Иногда различают потребности разумные и мнимые.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (имеет значение, важное) - это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Склонность - это врожденная или приобретенная предрасположенность к какой-либо деятельности
Виды деятельности
1. Игра, общение, учение, труд.
Игра - предполагает наличие воображаемой ситуации.
Общение - обмен идеями и эмоциями (коммуникация - между общающимися субъектами используются предметы общения)
Учеба - приобретение ЗУН (знаний, умений, навыков)
Труд - целенаправленная преобразовательная деятельность направленная на достижение практически полезного результата
2. По объектам и результатам
деятельность
материальная духовная
материально- социально- познавательная
производственная преобразовательная (новые знания)
преобразование преобразование прогностическая
природы общества (предвидение)
ценностно-
ориентировочная
(отношение)
3. По субъекту деятельности
- индивидуальная
- коллективная
4. По характеру деятельности
- репродуктивная (по образу)
- творческая (новаторство)
5. В зависимости от сфер общественной жизни
- экономическая
- социальная
- политическая
- духовная
и др.
Задание.
Игра в отличие от труда
1. носит условный характер
2. допускает использование вспомогательных предметов
3. предполагает общение
4. может носить коллективный характер
Завершите фразу:
"Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность (предвосхищаемый результат) - это..."
Напиши пропущенные слова в схеме:
структура деятельности
мотив ...... действие ....... результат
Соотнесите вид деятельности с особенностями проявления
1. игра А). освоение опыта предшествующих поколений
2. труд Б) преобразование окружающего мира
3. учеба В) преобразование информации
4. общение Г) осуществление действия в воображаемых условиях
Общее в деятельности изобретателя и писателя то, что она явлется
1. предметной
2. практической
3. материальной
4. творческой
Познавательная деятельность в отличие от трудовой
1. предполагает наличие цели
2. требует от субъекта специальной подготовки
3. направлена на получение знания о предмете
4. носит полезный характер
Теория социального действия (по мотиву)
М. Вебер
1. Целенаправленное - выгода (рациональная постановка и продуманность цели)
2. Ценностно-рациональное - симпатия/чувство (следование своим убеждениям. симпатиям, чувствам)
3. Аффективное - душевное волнение (психическое состояние характеризующееся ярким проявлением, например, страсти, агрессии, мести)
4. Традиционное - привычка (автоматическое поведение вследствие многократное повторения)